с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ФИЗИОГНОМИКА

 


Физиогномика (physiognomike или physiognomonike от греч. physis природа, природные задатки и gnomia - суждение, оценка, gnomonikos - сведущий, проницательный) - 1) наука о распознании природных задатков по физическим свойствам;
2) искусство толкования внешнего облика человека, частная область учения о выражении;
3) учение о чертах лица (физиономии) или - в широком смысле - учение о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической основы духовных свойств, души, характера, написанном во 2 в. до Р. X. соч. «Физиномика».
Для обоснования физиогномики использовались наблюдения над характерными мордами животных.

В науке древности и нек-рых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномика уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времён откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей и т.п.
Физиогномические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в ан-тич. эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре др. науч. дисциплин того времени.
Предметом классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка.
С физиогномикой были связаны антич. теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах;
к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология "нравствственных характеров" (Теофраст), а также практика типизации в антич. лит-ре (система масок-амплуа в новой аттической комедии, техника "словесного портрета" в антич. риторике, историографии и биографии, и т.п.).

Предпосылкой физиогномики было характерное для античности представление, согласно к-рому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим прирождённым "нравом"; по изречению Гераклита, нрав человека есть его "демон", т.е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).
Принадлежность человека к нек-рому нравствственному типу мыслилась данной столь же наглядно и выразительно и вместе с тем столь же овеществлённо и биологично, как и его физические приметы.

Антич. традиция физиогномики оказала влияние на культуру Византии и зап.-европ. средневековья, в особенности же на араб. науки и евр. мистику (каббала). К ней возвращались нек-рые зап.-европ. учёные 16-18 вв., напр. Иоганн Баттиста Порта (1540-1615; «De humania physiognomia», 1593).
Однако утверждение новых критериев научности в 17-18 вв. отбросило физиогномику в область житейской эмпирии и художественной интуиции.
В 1774-1778 Лафатер опубликовал «Physiognomische Fragmente zur Befцrderung der Menschenkenntnis und Menschenlibe» ("Физиогномические фрагменты"). Но его попытка вернуть физиогномике статус науки не получила признания.
Физиогномику на морфологических основах (в духе Гёте, который также обращал на нее особое внимание) создал К. Г. Карус («Symbolik der menschlichen Gestalt», 1853). Л. Клагес, ссылаясь на Каруса, включил физиогномику в свое учение о выражении.
Е. Кречмер («Kцrperbau und Charakter», 1948) вновь поднимает проблемы физиогномики в рамках своего исследования конституции (см. Касснер).
См. Графология, Характерология.

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум