с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ЧЕЛОВЕК

 


Человек - высшая ступень живых организмов на Земле.
Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному периоду.

О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии.
Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности.
Предположительно с развитием этих качеств человека связано ослабление его физических - функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма.

Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти.
В то время как поведение животного жестко связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека определяется средой менее жестко и является менее зависимым от инстинктов.
Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления - памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир.
Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов.

Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы.

Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевнодуховной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой (см. Культура).
Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования.

Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой - с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека.
Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности.
Христ. средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой - творение земных демонических сил.
В 18 в. в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность.
Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала Гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевнодуховной способностью к совершенствованию.
См. Сверхсознание.

Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное (см. Этика) от целесообразного, полезного, приятного.
Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида.
Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология.

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум