с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


МИСТИКА - МИСТИЦИЗМ

 


Мистицизм - 1) умонастроение и учение, исходящее из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. В качестве филос. доктрины мистицизм представляет собой, т.о., разновидность интуитивизма и иррационализма;
2) пристрастие к мистическому;
3) склонность к неопределенному, неточному мышлению - в тех случаях, когда речь идет о вещах нематериальных.

Мистика
(от греч. mystikos - таинственный) - 1) практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного "единения" с абсолютом, а также совокупность теологических и филоских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику;
2) первоначально название для тайных религий или тайных религиозных организаций, в которые принимались и посвящались только избранные, позже понятие, обозначающее вообще стремление постигнуть сверхъестественное, трансцендентное, божественное путем ухода от чувственного мира и погружения в глубину собственного бытия (см. Медитация), стремление соединиться с Богом посредством растворения собственного сознания в Боге - мистическое единение (лат. unio mystika).
Католич. теология определяет мистику как эмпирическое познание божественной благодати в человеке.

Мистика встречается во всех достаточно высоких культурах, но у каждого народа в своей форме;
в Китае - гл. о. внутри даосизма,
в Индии - во многих разновидностях (от древнейшей мистики природы до абстрактной и одухотворенной мистики буддизма и позднего брахманизма), в исламе - в иран. мистике суфизма.
В Древней Греции мистические тайные культы существовали со времен семи мудрецов вплоть до неоплатонизма. Мистические культы орфиков, элевсинские мистерии, культы Дионисия, Изиды, Митры имели важные последствия и для философии, т.к. многие философы присоединялись к учениям о таинствах.
К мистическим учениям относились также гностика и манихейство.

Мистические мировоззренческие основы могут резко различаться в зависимости от социальных и религиозно-конфессиональных условий.
В ортодоксальных системах теизма (иудаизм, христианство, ислам) абсолют - это личный бог, и "единение" с ним - это диалогич. "общение", к-рое требует согласия партнёра и потому не может быть достигнуто механически односторонним усилием.
В ересях "общение" может переосмысляться как "слияние" (так, исламский мистик аль-Хал-ладж был казнён в 10 в. за то, что в экстазе сказал "я есмь Истинный", т.е. бог).
Наконец, нетеистических в системах мистицизма место личного бога занимает безличное трансцендентное начало (дао даосизма, шуньята буддизма, "единое" неоплатонизма и т.п.).

Однако все мистические доктрины имеют нек-рые общие черты. Все они тяготеют к иррационализму, интуитивизму, намеренной парадоксальности;
они выражают себя не столько на языке понятий, сколько на языке символов, центральный из к-рых - смерть (как знак для опыта, разрушающего прежние структуры сознания).

Представители мистицизма всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать мистический смысл иначе, чем в неадекватном намёке или через молчание ( "благородное молчание" буддистов).

Теология мистицизма обозначается в христианской традиции как "отрицательная" ("апофатическая", "негативная"), поскольку она описывает бога посредством отрицаний, не оставляя места для утвердительных характеристик.

Практика мистицизма предполагает ту или иную систему психофизических упражнений (дхьяна и йога в инд. мистических системах, "умное делание" православных монахов), обычно включающую гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах ("янтры" и "мандалы" в инд. традиции, крест у христиан), на простейших сочетаниях слов ("мантры" индуизма, "молитва Иисусова" в православии, молитв, восклицания в католицизме, повторяемые тысячи раз подряд), на отд. словах и т.д. (См. Психотехника.)
В нек-рых системах мистицизма для таких "медитаций" рекомендуются оптимальные позы и регуляции дыхания (йога, исихазм).
Приёмы могут быть самыми разными - от бешеной пляски дервишей до тихого "умиления" христ. аскетов. Но в любом случае мистика не может обойтись без психотехники аскетизма (или, как в нек-рых видах гностицизма и тантризма, а также в сатанизме, без аскетизма навыворот, ритуализированного нарушения этических и сакральных запретов, создающего предпосылки для психологического шока и транса).
Поскольку мистика предполагает движение через неиспытанные психические состояния, "посвящаемому" ничего не остаётся, как слепо вверяться руководству "посвящённого", к-рый испытал всё на себе. Отсюда значение наставников типа "гуру" в индуизме, "пира" в суфизме, "старца" в исихазме, "цаддика" в хасидизме.

Хотя историч. аналог и прообраз мистицизма можно усмотреть уже в глубокой древности в шаманско-оргиастических культах, имевших целью экстатическое снятие дистанции между человеком и миром духов или богов, однако мистицизм в собственном смысле возникает лишь тогда, когда религиозное умозрение подходит к понятию трансцендентного абсолюта, а развитие логики делает возможным сознательное отступление от логики в мистицизм. Поэтому самый ранний расцвет мистики происходит в странах с философской и логической культурой - в Индии (веданта), Китае (даосизм), отчасти в Греции (пифагореизм, платонизм).
Дальнейшие волны мистицизма, проходящие, как правило, поперёк национальных и вероисповедных рамок, отмечают эпохи общественных кризисов: крушение Рим. империи в первых вв. н. э. (мистерии, неоплатонизм, раннее христианство, гностицизм, манихейство), конец средневековья в 13-14 вв. (суфизм, каббала, исихазм, Иоахим Флорский, Майстер Экхарт и его последователи), становление раннего капитализма в 17-18 вв. (кружки янсенистов, квиетистов, методистов, пиетистов, квакеров, хасиды, хлысты).

Мистика средневековья нашла свое выражение прежде всего в соч. Бернара Клервоского и Гуго Сен-Викторского. В Германии история философии начинается христ. женской мистикой Хельфты, Экхартом, Сузо, Таулером, Рюйсбреком, Грооте, Гансфортом, «Немецкой теологией», развивается после Реформации Себастьяном Франком, Парацельсом, Валентином Вейгелем, Якобом Бёме, Франкенбергом, Анджелом Силезским, Эйтингером, Гаманном, а затем вливается в общий поток нем. идеализма и нем. романтики.
К мистикам относится француженка Симона Вейль (1909 - 1943), осн. произв. которой - «Attente de Dieu» - вызвало большой интерес. См. Контемпляция.

При определённых исторических условиях мистика становилась формой протеста против церк. и социальной иерархии (такова, напр., роль мистики в мировоззрении плебейских сект времён Крестьянской войны в Германии).
При др. историч. условиях парадоксы мистицизма давали импульс идеалистической диалектике (Ф. Энгельс, имея в виду развитие идей мистицизма в классич. нем. идеализме, называл нем. мистика Я. Бёме "...предвестником грядущих философов..."- см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 18, с. 574).

В совр. бурж. обществе в полуинтеллигентских кругах получили распространение эклектич. и наукообразные системы внеконфессиональной мистике (теософия и антропософия), а также практика обретения "мистического опыта" - от спиритических сеансов до радений хиппи.

Мистические мотивы присущи многим течениям современной философии, обнаруживаясь даже в таких сугубо рационалистических, "сциентистских" направлениях, как неопозитивизм (интерпретированный в ряде высказываний Л. Витгенштейна как род "апофатической" мистики, аналог "благородному молчанию" буддистов).

См. Космос - Космология - Космопсихобиология.
       Экстрасенсорное восприятие (ЭСВ).

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум